С развитием коммерческих отношений маркетинг становится необходимым инструментом продавцов. Маркетинг представляет собой совокупность процессов разработки, внедрения и продажи продукции. На рынке кадров профессия маркетолога относится к востребованной. Многие российские университеты открыли дополнительные направления обучения по этой специальности.
Студенты, изучающие этот предмет, должны хорошо знать его в теории, а также на практике. Учащиеся периодически направляются на практику в профильные учреждения. Результатом практической работы должен стать отчет по практике с описанием маркетинга в организации.
Правила написания отчета по практике
Это документ, который необходимо подготавливать вдумчиво, для примера на профильной кафедре имеются его образцы, в том числе в электронном виде. Главное правило работы над отчетными документами – планомерность. Работу необходимо спланировать, то есть четко представлять ее структуру, знать последовательность изложения материала. Имея приблизительный план, можно по ходу работы делать наброски, которые затем превратятся в полноценный документ.
Другое немаловажное правило – анализ поступающей информации. Ежедневно стажер будет получать разноплановую информацию, которую он должен учитывать. Для этого в его арсенале имеется дневник, его нужно заполнять ежедневно. По сделанным заметкам в дневнике анализируют поступающую информацию, чтобы ничего не упустить до момента защиты отчета.
Во время подготовки отчета по учебной или производственной практике в сфере маркетинга необходимо изучать литературу по теме. Это могут быть законодательные акты, учебные и методические пособия, источники интернета и издания на иностранном языке. Затем эти источники включают в список литературы, и прилагают список к отчету.
Приступая к написанию, придерживаются образцов отчетной документации. Рекомендуется разделить документ на две части – теоретическую и практическую, а затем приступать к работе.
Теоретическая часть
В эту часть относят введение и первую главу:
- Во введении обычно пишут про цели и задачи отчета, а также методики, которые применял студент при подготовке отчетного документа. Во введении можно указать на важность рассмотрения тех или иных вопросов с точки зрения маркетинга. Во введении также указывают проблемы отрасли, пути их преодоления.
- Первая глава теоретическая, здесь можно написать про историю предприятия, вехи его становления, отраслевую принадлежность и организационно-правовую форму. В первой главе содержится информация, которая помогает раскрыть ее на практике.
Не стоит забывать про оформление титульного листа. Здесь указывают информацию об учебном заведении, в котором учится практикант. На титуле пишут название специальности и номер профессионального модуля (ПМ), по которому студент проходит обучение. Внизу указывается год написания работы.
После титульного лица перед оглавлением должно идти задание руководителя на практику. Составляя отчет, необходимо строго придерживаться этого задания. Обычно руководитель ставит перед учащимися несколько задач, их нужно решить и отразить решение в теоретической и практической частях отчета по практике по маркетингу на предприятии.
Практическая часть
В этом разделе содержатся ответы на вопросы, поставленные в задании. К примеру, в задании руководитель ставит вопрос об информационном оснащении предприятия, где трудится практикант. В этом случае описывают информационную систему, которая работает практически на каждом предприятии.
Информационная система способствует систематизации данных о клиентской базе, о продукции предприятия, его связях с партнерами и т.д. Стажер должен проанализировать работу маркетинговой информационной системы и дать ответ на вопросы куратора. Выше указан пример выполнения задания. Руководитель может поставить другие вопросы: о прохождении бизнес-процессов на предприятии, об управлении продажами или проектами. В отчет по практике включают также структуры интернет-маркетинга, если эта система работает в торговом предприятии.
Отзыв руководителя
Эта часть чаще всего просматривается на защите отчета. Члены экзаменационной комиссии интересуются мнением руководителя. В отчете куратор пишет о достижениях стажера, его осведомленности в теоретических и практических вопросах. Если отчет имеет положительную направленность, то зачет по практике студенту обеспечен. Бывает, что куратор указывает довольно много отрицательных оценок. Эти оценки связаны с прогулами, с невыполнением задания, с нежеланием молодого человека заниматься практической деятельностью. Если отчет руководителя отрицательный, то студента могут не допустить к сдаче экзаменов и зачетов в сессию.
Заключение
Современное образование не разделяет практику и теорию, это взаимосвязанные понятия. В связи с этим, не стоит игнорировать практические занятия с написанием отчета по практике, к котором описывается организация маркетинговой деятельности компании.
Во время практики студент присматривается к работе предприятия, отмечает положительные и отрицательные моменты. Вполне возможно, что деятельность предприятия заинтересует практиканта, и он захочет прийти сюда на работу. Со стороны руководства предприятием также есть интерес. Руководители заинтересованы в подборе кадров, которые имеют законченное высшее образование и умеют работать профессионально.