Студенты юридических факультетов изучают материалы в теории и на практике. Практическая часть очень важна для будущей работы выпускников, поэтому ВУЗы периодически направляют учащихся на практику в юридические организации, в том числе суды. После окончания практики студент составляет отчет по производственной практике, пройденной в районном или городском судах. Отчет служит официальным документом, после изучения которого выставляется оценка за практическую часть. Отчет студент составляет самостоятельно, руководитель практики оценивает его труд выставлением оценки за прохождение практики.
У студентов часто возникает вопрос, как составить отчет по производственной практике в суде, если ГОСТ по подготовке этого документа отсутствует. Практикантам следует полагаться на методические пособия, которые разработал университет. Обычно эти пособия размещаются на сайте вуза.
Цели и задачи отчета по практике
Целью прохождения практики в суде с составлением отчета являются обобщение и структурирование знаний, которые студент получил в ВУЗе. Другая цель практического обучения в суде – ознакомиться с кадровым составом и организационной структурой суда, перенять опыт судей.
Отчет по практике областного или районного судов содержит также задачи:
- обобщение теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в суде;
- приобретение опыта коллективной работы с целью развития собственных навыков взаимодействия с сотрудниками судебного органа;
- способствование развитию правовой культуры – основы работы в суде и других юридических инстанциях;
- овладение методиками самостоятельной деятельности, в том числе по сбору материалов для отчета по практике.
Выше перечислены основные задачи, которые практикант должен выполнить во время пребывания на практике в суде. Задачи могут различаться в зависимости от особенностей задания на практику и требований руководителя.
Отчет по практике в суде предполагает работу с архивом. Просматривая архивные дела, практиканты набираются опыта работы в юридической сфере.
Структура и объем отчета по практике
Отчет содержит следующие разделы и элементы справочного аппарата:
- титульный лист, на котором указываются название высшего учебного заведения, ФИО студента и руководителя практики. Также проставляется год прохождения практики;
- следом за титульным листом идет задание по практике, которое учащийся обязан выполнить за время ее прохождения;
- отчет будущего юриста по практике в суде содержит введение, в котором практикант ставит цели и задачи практического обучения, а также указывает методики, которые он использовал в работе по направлению вуза;
- первая глава посвящена теоретическим аспектам, в ней учащийся может описать историю суда, отличительные особенности, указать на громкие дела или иные события, связанные с конкретным судом;
- вторая глава посвящена практической деятельности. Здесь практикант подробно описывает свою деятельность в суде;
- в заключении отчета по практике в областном или городском судах указывают компетенции, которые удалось освоить. Также студент может написать, какие задачи он смог решить, что у него не получилось сделать;
- в списке литературы указывают источники, по которым составлялась теоретическая и практическая части отчета. Первыми в списке идут законодательные акты, затем учебники и учебные пособия, а также другая литература на русском языке. После этого идут издания на иностранном языке и источники, взятые из интернета.
Кроме обязательных структурных элементов отчет содержит приложения, в которые включают дневник по практике и отзыв руководителя.
Дневник по практике и отзыв руководителя
Эти два документа относятся к самым важным, всегда просматриваются преподавателями для выставления оценки по практике.
Дневник содержит информацию, распределенную по дням, в которые практикант присутствовал в суде. Ежедневно он должен записывать задания, которые ему давали, а руководитель практики ставить пометку об очередном пройденном этапе.
Другим не менее важным документом является отзыв руководителя. В нем он отмечает положительные и отрицательные стороны практиканта. На основании этих сведений выставляется общая оценка.
Правила оформления отчета по практике
Соблюдение правил оформления упрощает проверку отчета преподавателем. Рекомендации могут отличаться в зависимости от требований вуза, но в общем выглядят следующим образом:
- Объем работы составляет 30–40 листов формата А4.
- Нумерация листов начинается с титульного листа, но на нем и на следующей странице, где расположено задание, номера не проставляются.
- Текст набирают шрифтом Times New Roman 14 кеглем. Для заголовков разделов используется 16 кегль. Междустрочный интервал: 1,5.
- Отступ у абзацев 1,25.
Перед написанием отчета рекомендуется сверить перечисленные правила с методическими указаниями по практике конкретного ВУЗа.
Отчет по практике – первая ступень в профессии
Многие студенты достаточно халатно относятся к обязанности проходить практику в суде, и делают это напрасно. Студенческая практика – это отличная возможность получить необходимые практические навыки в рамках практики в суде. Именно в этот период времени приобретаются навыки работы в коллективе. По окончании вуза выпускник приходит на работу в юридическую организацию, имея определенный багаж знаний, который помогает ему продвигаться по карьерной лестнице.