Учебная программа экономических вузов и колледжей предусматривает теоретические и практические занятия. Студенты, изучая теоретические вопросы бухгалтерского учета, должны подкреплять знания работой в экономических отделах предприятий. По окончанию работы практикант составляет отчет по практике по направлению «Бухгалтерский учет» по профессиональному модулю ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации».
Отчет представляет собой официальный документ, который содержит материалы, подготовленные студентами во время работы на предприятии. Документ оформляется в соответствии с требованиями методических рекомендаций, составленных представителями учебных организаций.
Структура отчета по практике
Отчеты по практике по ПМ01 следуют ранее разработанной структуре, содержат следующие части:
- Титульный содержит наименование учебной организации, которая направила студента на практику. Далее указываются название профессионального модуля и направление обучения. В правом нижнем углу проставляются данные студента и оценка преподавателя. В середине внизу указывают год прохождения практики.
- Перечень документов, на которые учащиеся ориентировались в процессе работы. Перечень идет сразу после титульного листа. В него включаются направление на практику, индивидуальный план, дневник, отчет о выполнении заданий, сводная ведомость, аттестационный лист и приложение с графиками и таблицами.
- Индивидуальный план содержит названия мероприятий, в которых студент участвовал в процессе практической деятельности. Отчет по производственной практике в этом разделе может содержать работы по инвентаризации, анализу бухгалтерских документов, авансовых отчетов и т.п. Напротив каждого проведенного мероприятия ставится число и год. План также содержит графу «Отметка о выполнении».
- Отчет по практике студент пишет лично, отвечая на каждый вопрос индивидуального плана. В тексте должны быть ссылки на приложения, содержащие расчеты, таблицы, диаграммы и схемы.
- Сводная ведомость составляется в виде таблицы, в первой графе указываются общие компетенции, во второй графе ставится пометка об их освоении. В третьей графе руководитель практики ставит оценку.
- Аттестационный лист содержит вид и название работ, показатели качества их выполнения и оценку руководителя. В нижней части листа руководитель пишет характеристику на практиканта. В характеристике руководитель указывает сильные и слабые стороны студента, а также объем выполненных работ и освоение им компетенций.
В комплект этих документов входит дневник по практике, а также приложения, относящиеся к графической части отчета.
Технические требования
Для удобства студентов и преподавателей отчет составляется согласно шаблону. При оформлении отчета учащиеся должны соблюдать следующие правила:
- отчет составляется от имени студента, то есть повествование идет от первого лица;
- при формировании отчетной документации применяется шрифт Times New Roman, размер 14;
- на листе бумаги необходимо сделать отступы: сверху и снизу на 2 см, слева на 2,5 см, справа на 1 см;
- междустрочный интервал – 1,5 см;
- номер страниц располагают в середине листа, на титульном листе номер не ставится.
Дополнительно оформляют верхний колонтитул: в нем указываются ФИО учащегося, курс, число составления отчета.
В отчетном документе не должно быть менее 6 страниц. Окончательную версию распечатывают и сшивают скоросшивателем.
Особенности отчета по практике
Бывает, что студенты халатно относятся к составлению отчетной документации. Результатом такого отношения может быть повторное направление на практику. Если студент проигнорирует направление, его ждет отчисление.
Практическая часть работы так же важна как теоретическая. Руководители практики внимательно относятся к отчетам, читают тексты, проверяют графики и таблицы.
К тексту отчета предъявляются требования. Текст пишут сухим, сжатым стилем, текст должен содержать информацию по теме. Исключается сленг и ничего не значащие слова, которые только придают работе объем. Следует внимательно относиться к мелочам: проставлять значки индексов, кавычек, тире и т.д. Текст разбивают на абзацы, орфографические ошибки исключены. Текстовая информация разбивается на блоки:
- Оглавление, в котором указываются основные части работы;
- Во введении практикант определяет цели и задачи отчета по производственной практике по ПМ 01. Кроме этого указываются методики, при помощи которых студент решал поставленные перед ним задачи;
- Основная часть содержит теорию и практическое выполнение заданий;
- В заключении практикант делает краткий вывод о том, чего удалось добиться во время прохождения практики.
В конце формируется список литературы: сначала идут законодательные акты, нормативы и стандарты, затем учебные пособия и статьи. Источники из интернета указываются в последнюю очередь, как и источники на иностранном языке.
Значение отчета по практике
Значение этого документа сложно переоценить. В нем студент показывает, что он может применить теоретические знания на практике. Это важно при поступлении выпускников университетов и техникумов на работу. Выпускники, уже знакомые с порядком работы в бухгалтериях и экономических отделах, без труда начнут выполнять задачи, поставленные руководством. Отчет является первой ступенькой восхождения студента по карьерной лестнице, игнорировать его составление не стоит!