В текущем столетии развиваются торговые отношения. На этом фоне требуются специалисты, которые умеют вести учет товаров, контролировать их качество, продавать их. Неслучайно российские учебные заведения открывают направление «товароведение». Студенты, которые поступают и учатся, получая специальность «товаровед», должны знать предмет в теории и на практике.
По окончании обучения или в промежутке между курсами студенты направляются в торговые предприятия, чтобы на практике понять сущность своей профессии. По окончании работы они подготавливают отчет по практике товароведа магазина. Это официальный документ, который свидетельствует об уровне их практической деятельности.
Задание руководителя
Студенты направляются на практику, получив задание руководителя, которое прикладывается к отчету. Будущие товароведы могут получить следующие задания:
- Подготовить общую характеристику торгового предприятия – практикант должен указать адрес предприятия, правовую форму его создания, а также форму обслуживания – в зале или через прилавок. В этой части можно расписать порядок работы магазина: во сколько продавцы приходят на работу, какова последовательность их действий. Практиканты узнают, сколько человек работает на предприятии, какие у кого обязанности. Необходимо указать месторасположение магазина и его рабочие зоны: склад, подсобные помещения, торговый зал и т.д.
- Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия и отразить данные в отчете по практике будущего товароведа. Начинают исследование с организационной стороны магазина: какие должности предусмотрены в магазине: продавцов, кладовщиков, заведующих отделами и т.д. Практикант изучает организацию торговли в магазине, а также материально-техническую базу. При этом выделяют зону приемки товаров, транспортное оборудование, наличие парковочной зоны рядом с магазином;
- Изучить кадровую систему предприятия: отразить в отчете, как осуществляется руководство предприятием. Также написать, какие обязанности должен выполнять товаровед, генеральный директор, главный бухгалтер и другие сотрудники магазина. Обычно в магазинах работает линейно-функциональная структура, достоинством которой считается согласованность действий персонала и четкость отчетной документации.
Выше перечислены общие задания. Руководитель практикой может составить задание по-другому, чтобы отразить в отчете по практике по направлению «товароведение» иные аспекты. Это может быть техническая оснащенность предприятия инновационной техникой или взаимоотношения продавцов с покупателями и т.д.
Дневник по практике и отзыв руководителя
Эксперты сферы образования рекомендуют студентам не затягивать с оформлением отчета, а начать формировать его с первого дня работы. Такой подход позволяет сэкономить время и вдумчиво написать отчет. Для этих целей у студентов имеется дневник практики, который они заполняют ежедневно. Дневник разделен на графы, в них указаны числа и дни недели, а также задание, которое выполнял стажер. Кроме дневника и задания руководителя к отчету прилагается отзыв о работе практиканта. Его пишет руководитель, отмечая положительные и отрицательные стороны работы студента.
Структура отчета по практике
Отчет по практике по направлению «товароведение и экспертиза» начинается с титульного листа, на котором указывается наименование учебного заведения и предприятия, где трудился стажер. На титульном листе пишут ФИО студента и преподавателя, а также проставляют год написания отчета. После титульного листа следует задание руководителя, а затем студент приступает к составлению основной части документа:
- во введении описываются цели и задачи, которые поставлены перед студентом на практике. Здесь же можно указать основные методики, с помощью которых решались задачи;
- первая глава посвящена теории. Студент может отразить здесь характеристику потребительских свойств товаров, которые реализует магазин. В первой теоретической главе можно раскрыть характеристики показателей ассортимента магазина;
- вторая глава посвящена практическим аспектам – студент может взять отдельную группу товаров, например моющих средств или бытовой техники, и проследить их путь от производства до реализации;
- в заключении нужно сделать вывод, написать, как решались задачи, поставленные руководителем, какие проблемы возникали в работе, как их удалось решить. В заключении стажер может посоветовать улучшить работу магазина, составив свою схему продажи продукции.
Завершают отчет по практике списком литературы, которой студент пользовался при подготовке работы, а также приложения. В них содержатся графики, схемы и рисунки, иллюстрирующие выводы, сделанные в основных частях работы.
Мир живет по законам коммерции, поэтому профессия товароведа остается востребованной в среде молодежи. Посещение магазина во время практики поможет побыстрее освоиться на рабочем месте, понять отрицательные и положительные стороны будущей работы.
Практика в магазине – это отличный способ показать себя с лучшей стороны, чтобы получить в дальнейшем место товароведа в магазине. Коммерческие директора и другие руководители заинтересованы в приглашении на работу выпускников вузов. Бывшие студенты обладают знаниями, которые можно с успехом применить в магазине.
Посещение практики имеет еще один плюс – отчет по практике можно включить в выпускную квалификационную работу. Таким образом практическая часть ВКР будет готова заранее.