Учебный процесс магистранта разделен на этапы. Одним из этапов учебы будущих специалистов является педагогическая практика с составлением отчета. Эта деятельность направлена на освоение мастерства учителя, кроме того, развиваются личные навыки молодого преподавателя, умения вести урок без помощи старших товарищей, заинтересовывая учащихся предметом. Данный вид практики подходит не только педагогам, но еще и юристам, социологам, психологам, экономистам, студентам других специальностей. Практика проходит на кафедрах университетов.
Особенности практической деятельности магистранта
Магистранты практикуются на базе профильной кафедры. Перед ними ставятся цели: развитие способностей учителя, обучение планомерному мышлению, навыкам преподавания, умению руководить учащимися. Перечисленные цели отражаются в отчете по педагогической практике по теме юриспруденция, психология, другим темам. Исходя из целей, студенты решают задачи:
- закрепить знания, полученные в теории, на практике;
- изучить базовые методы и технологии подготовки и проведения занятий;
- освоить инновационные педагогические методики;
- совершенствовать умения вести работу самостоятельно.
Цели и задачи отражают в отчете по педпрактике магистранта, учащегося в ВУЗе.
Перед тем как начать практические занятия студент составляет со своим научным руководителем план работы. Следуя плану, можно выполнить поставленные перед ним задачи.
Структура отчета по практике
Будучи на практике, магистрант разрабатывает лекции, семинары, занятия и проводит их в группах учащихся. По результатам работы составляется отчет о прохождении практики магистрантом. Отчет начинают с титульного листа, на котором отражают название университета, тему отчета, ФИО исполнителя и руководителя. Также проставляют год подготовки отчета. Далее следуют главные части отчетного документа:
- Во введении указывают цели и задачи, способы их достижения и решения. Автор отчета перечисляет методы, при помощи которых проводилась работа. Описывает место проведения практики.
- Далее следует основная часть, состоящая обычно из двух или трех глав. Как правило, первая часть содержит теоретическую главу, привязанную к дальнейшим практическим главам. В основной части подробно описывается учебное учреждение, нормативная и правовая база, согласно которой учреждение работает. Студенты выявляют плохие и хорошие стороны учреждения, дают рекомендацию о способах улучшения его деятельности. В отчете выпускника вуза должны содержаться подразделы «Учебная работа» и «Учебно-методическая работа». В первом разделе разрабатывается план занятий, лекций и семинаров, во втором разделе проводят анализ учебных программ и планов.
- В заключении отчета по научно-педагогической практике магистранты делают собственные выводы о проделанной работе, описывают приобретенные в ходе работы навыки.
- Список литературы — обязательная часть отчета. В список включают учебники и методические пособия, журнальные статьи, нормативные и законодательные акты, можно включить материал, взятый из интернета, в том числе иностранные источники.
Нередко теоретический материал подкрепляют приложениями, в них содержатся таблицы, графики, рисунки, диаграммы и другой иллюстративный материал.
К отчету прилагаются рецензии научного руководителя, преподавателей кафедры, тексты лекций, планы семинаров, другие учебные материалы.
Дневник по практике
Отчет по педагогической практике магистранта в сфере юриспруденции, социологии или экономики, а также других наук, содержит дневник. Это официальный документ, который учащийся обязан заполнять ежедневно при посещении практики. На основе заполняемого во время практики дневника проще написать отчет. В дневнике отражены все этапы деятельности магистранта.
На начальной стадии студент изучает методики работы и образовательные технологии, применяемые в вузах. На втором этапе приходит на уроки преподавателей кафедры, делает выводы об особенностях взаимодействия преподавателя и учеников. На заключительным этапе магистрант самостоятельно проводит занятия. Во время практики молодой специалист посещает лекции и семинары товарищей, чтобы составить на их работы рецензии. Вся информация ежедневно заносится в дневник.
Образец дневника можно скачать на сайте вуза или взять его у преподавателя.
Педагогическая практика, которую студент периодически проходит, обучаясь в университете, позволяет понять, правильно ли он определился с будущей профессией. Магистрант оказывается в реальной среде, которая обладает плюсами и минусами. Во время работы ему предоставляется возможность оценить их самостоятельно.
Другое важное преимущество связано с поиском работы. Многих студентов берут на кафедры ведущие вузы страны. Появляется возможность проявить себя, чтобы устроиться на интересную работу. Практика развивает навыки общения, укрепляет уверенность в собственных силах, умение общаться и отстаивать собственную точку зрения.